Сеть - предмет, обрядовая функция и символика которого определяются наличием переплетений, ячеек и особенно узлов. Почитание и ритуальное использование сетей известно по древнеславянским источникам с XIII в. У восточных славян сеть часто использовалась в свадебном обряде в качестве оберега. На Русском Севере жених и невеста перед венцом опоясывались по голому телу поясом из невода, сеткой с рыбачьих вентерей или мережкою и так ехали к венцу. Аналогично в южнорусских губерниях, «провожая жениха с невестою в храм для венчания, ... молодых перепоясывают по брюху сеточкою, снятою с рыбачьих вентерей: к перепоясанным так колдун никогда не прикоснется». Опоясывание сетью в брачном обряде не только предохраняло брачующихся от порчи, но и способствовало деторождению, стимулировало беременность молодой, о чем свидетельствуют обряды опоясывания церквей, икон, крестов, бесплодных женщин и рожениц.

  У южных и западных славян сеть использовалась в погребальном обряде. На севере Македонии в р-не Скопле ночью умершего покрывают рыбацкой сетью, чтобы не стал вампиром, «чтобы не утащил с собой кого-нибудь». У кашубов распространено верование, что тот, кто похоронен с сетью, «должен сначала развязать все узлы на сети, прежде чем вернуться на землю». С такой же мотивировкой пользовались сетью на Русском Севере для избавления от сглаза.

  В хорватском масленичном обряде по селу ходили группы обнаженных парней, обернутые только в сеть, несмотря на холодную пору года. И нагота, и сеть в данном случае являются способом отгона, отталкивания нечистой силы.
Сеть несет в основном созидательный символизм ткачества и ткацкого станка, как образ структуры космической и индивидуальной судьбы. В особенности это касается тонкой сети — эффектной буддийской эмблемы майя (мира иллюзий), колеса бытия и циклов времени.

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать