В 3 ве­ке при цар­ство­ва­нии рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Де­кия жил в Ан­тио­хии язы­че­ский мудрец родом из Кар­фа­ге­на, зна­ме­ни­тый волх­во­ва­тель Ки­при­ан. С детства (с семи лет) был посвящен родителями в услужение Богу Аполлону и приступил к обучению Магии. По до­сти­же­нии десятилет­не­го воз­рас­та он был по­слан ро­ди­те­ля­ми для при­го­тов­ле­ния к жрече­ско­му слу­же­нию на го­ру Олимп.

  На этой го­ре Ки­при­ан на­учил­ся из­ме­нять свой­ства возду­ха, на­во­дить вет­ры, произ­во­дить гром и дождь, воз­му­щать мор­ские вол­ны, на­сы­лать бо­лез­ни и вызывать демонов. Там ви­дел он так­же в мни­мых об­ра­зах язы­че­ских бо­гов и бо­гинь, а рав­но раз­лич­ные при­зра­ки и при­ви­де­ния, вы­зы­ва­нию ко­их он учил­ся в стро­гом со­ро­ка­днев­ном по­сте; ел же он по захождении солн­ца, и то не хлеб и не ка­кую-ли­бо иную пи­щу, а ду­бо­вые же­лу­ди.

  Когда Киприану исполнилось 15лет, он по­шел в го­род Ар­гос, где, по­слу­жив­ши неко­то­рое вре­мя бо­гине Ге­ре, на­учил­ся мно­гим обо­льще­ни­ям у жре­ца ее. По­жил он и в Таврополе, слу­жа Артеми­де, а от­ту­да по­шел в Ла­ке­де­мон, где и на­учил­ся раз­ны­ми волх­во­ва­ни­я­ми и на­ва­жде­ни­ем вы­зы­вать мерт­ве­цов из мо­гил и за­став­лял их го­во­рить. Два­дца­ти лет от ро­ду Ки­при­ан при­шел в Еги­пет и в го­ро­де Мем­фи­се обу­чал­ся еще боль­шим ча­ро­дей­ствам и вол­шеб­ствам. На трид­ца­том го­ду он по­шел к хал­де­ям и, на­учив­шись там звез­до­чет­ству, за­кон­чил свое уче­ние, по­сле че­го воз­вра­тил­ся в Ан­тио­хию, бу­дучи сильным Магом. Мно­гие об­ра­ща­лись к нему в сво­их нуж­дах, и он по­мо­гал им колдовской си­лой.

  Об­ра­тил­ся к нему од­на­жды юно­ша по име­ни Агла­ид, сын бо­га­тых и знат­ных ро­ди­те­лей. Од­на­жды уви­дел он де­вуш­ку Иусти­ну и по­ра­зил­ся ее кра­со­той, и стал с тех пор ис­кать ее рас­по­ло­же­ния и люб­ви, она же от­ве­ча­ла ему от­ка­зом: «Же­них мой – Хри­стос; Ему я служу и ра­ди него хра­ню мою чи­сто­ту».

  Ки­при­ан, с помощью колдовских приемов, три ра­за пытался приворожить Иусти­ну, но она отражала их по­стом, мо­лит­вой и крест­ным зна­ме­ни­ем. По церковной версии, «Ки­при­ан стал мстить Иустине за свой по­зор и на­слал мор и яз­вы на дом Иусти­ны и на весь го­род. Она же усерд­но мо­ли­лась, и бе­сов­ское на­ва­жде­ние пре­кра­ти­лось. По­сле та­кой пе­ре­ме­ны лю­ди ста­ли про­слав­лять Хри­ста, а Ки­при­ан, про­зрев, от­рек­ся от дел диа­во­ла, ис­по­ве­дал все мест­но­му еписко­пу Ан­фи­му, от­дал ему на со­жже­ние все свои кни­ги и умо­лял со­вер­шить над ним Свя­тое Кре­ще­ние».

  Довольно странно для Мага отказаться от дела всей жизни из-за одного поражения… Вероятно, он просто принял внешние атрибуты Христовой веры, оставаясь при этом ведуном, что косвенно подтверждает быстрый «карьерный» рост: через семь дней по­сле кре­ще­ния его по­ста­ви­ли во чте­ца, через два­дцать дней – в ипо­диако­на, через трид­цать – в диа­ко­на, а через год ру­ко­по­ло­жи­ли в иерея. Ско­ро он был по­став­лен епи­ско­пом и в этом сане про­во­дил та­кую свя­тую жизнь, что срав­нял­ся со мно­ги­ми ве­ли­ки­ми свя­ты­ми.

 

  Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане, Ки­при­а­на и Иусти­ну окле­ве­та­ли, по­са­ди­ли в тем­ни­цу, по­том ве­ле­ли по­ве­сить свя­то­го и стро­гать ему те­ло, а Иусти­ну – бить по устам и гла­зам. По­сле это­го их бро­си­ли в ко­тел, но ки­пя­щий ко­тел не при­чи­нил им ни­ка­ко­го вре­да. В кон­це кон­цов их осу­ди­ли на усе­че­ние ме­чом. Ви­дя непо­вин­ную смерть му­че­ни­ков, во­ин Фео­к­тист объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном и был каз­нен вме­сте с ни­ми. Свя­щен­но­му­че­ник Ки­при­ан, свя­тая му­че­ни­ца Иусти­на и свя­той му­че­ник Фео­к­тист умерщ­вле­ны в Ни­ко­ми­дии в 304 го­ду.

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать